Практико-ориентированный проект: решение практических задач. Творческий проект: привлечение интереса к проблеме проекта. Исследовательский проект: доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Ролевой, игровой проект: предоставление опыта участия в решении проблемы. Информационный проект: сбор информации о каком-либо проекте или явлении. Социальный проект: решение социальных задач.
Практико-ориентированный проект: решение практических задач. Творческий проект: привлечение интереса к проблеме проекта. Исследовательский проект: доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Ролевой, игровой проект: предоставление опыта участия в решении проблемы. Информационный проект: сбор информации о каком-либо проекте или явлении. Социальный проект: решение социальных задач.
Дизайн-мышление – методика, которая помогает найти нестандартные решения задачи, ориентированные на интересы пользователя; это ориентированный на человека подход к инновациям.
В центре внимания рассматриваемой программы: Москва и проекты, предназначенные для города и его жителей. Для Москвы, как мегаполиса, характерен процесс урбанизации – рост городов вследствие перемещения населения из сельских районов в поисках лучшей работы и лучших условий для жизни. В ходе курса затрагивается понятие "урбанистика" – наука о городах, которая находится на стыке различных дисциплин (географии, истории, культурологии и т.д.) и сочетает в себе как теоретические исследования так и практические разработки. Рассматриваются направления урбанистики: исследования, планирование, дизайн, а также проекты для города: строительство и архитектура; ЖКХ; медицина; образование; транспорт; экология и другие. Результами проектов могут быть: для точных наук – исследования, рисунки, схемы, инфографика, макет, 3-д модель; для гуманитарных наук – изучение общественного мнения (социологический опрос), исследования, стратегии, карта, путеводитель, журнал, буклет и другое; для художественно-эстетического профиля – граффити, танец, стикер-арт, лэнд-арт, инсталляция и другое.
Курс «Индивидуальный проект» направлен на обеспечение требований ФГОС и создает условия для индивидуальной проектной деятельности обучающихся. Индивидуальный проект является особой формой деятельности и обязателен для всех обучающихся 10–11 классов, он предусматривает поэтапное сопровождение проекта обучающегося: постановку проблемы, проектирование/планирование, поиск информации и работу с ней, реализацию проекта, презентацию, формирование портфолио. Ключевым методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов.
Ментальная карта, она же интеллект-карта, она же mind map – это техника визуализации мышления, которая позволяет фиксировать и обрабатывать информацию. В классических версиях основная мысль или идея рисуется в центре ментальной карты, а все дополнительные – вокруг. Главное при создании – фиксировать ход мыслей в понятной форме. Ментальные карты используются в самообучении, при воплощении идей, для структурирования новых знаний и больших объемов.
Дизайн-мышление направлено на инновации, на поиск очевидных решений, на создание нового. Эмпатия – умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует. Это главное качество дизайн-мышления, так как именно оно позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений, взглянуть на проблему глазами пользователя.
Учебный день в библиотеке – учебное занятие, которое включается в план календарно-тематического планирования, но проводится не в школе, а в библиотеке. Знакомство обучающихся с проектными технологиями в неформальной обстановке библиотеки позволит повысить качество образования: ребята увидят практическую сторону теоретических предметов. Это поможет им выявлять проблемы, формировать идеи решений, реализовывать прорывные проекты, создавать инновационные продукты.
Практико-ориентированный проект: решение практических задач. Творческий проект: привлечение интереса к проблеме проекта. Исследовательский проект: доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Ролевой, игровой проект: предоставление опыта участия в решении проблемы. Информационный проект: сбор информации о каком-либо проекте или явлении. Социальный проект: решение социальных задач.
Современный образовательный процесс основан на системно-деятельностном подходе и широко использует проектные технологии. Это позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, развивает их творческую активность и раскрывает личностные особенности каждого. Необходимо обучить школьников проектным методам, познакомить их с современными технологиями, помочь с подготовкой цифрового портфолио. Площадкой для проведения проектных занятий может стать библиотека. В настоящее время библиотеки сильно изменились. Получение книг - это не единственная возможность, которую предоставляют библиотеки. Сейчас это современное пространство с бесплатным доступом ко множеству ресурсов, это место для командной работы.
Процесс дизайн-мышления – это набор понятных последовательных шагов. Второй этап дизайн-мышления – фокусировка: обрабатываем информацию о жизни людей и выделяем проблему, с которой будем работать. Смысл фокусировки – сформулировать вопрос для решения. Режим фокусировки или определения играет критическую роль в процессе дизайна, поскольку он позволяет вам получить точку зрения – явное выражение проблемы, которую нужно разрешить. Еще важнее то, что ваша точка зрения позволяет правильно определить проблему, исходя из понимания людей и пространства, в котором эта проблема существует.
Ментальная карта, она же интеллект-карта, она же mind map – это техника визуализации мышления, которая позволяет фиксировать и обрабатывать информацию. В классических версиях основная мысль или идея рисуется в центре ментальной карты, а все дополнительные – вокруг. Главное при создании – фиксировать ход мыслей в понятной форме. Ментальные карты используются в самообучении, при воплощении идей, для структурирования новых знаний и больших объемов.
Чек-лист по завершении проекта "Учебный день в библиотеке"
До 10 апреля фиксация тем проектов, регистрация участников и их проектов, прикрепление к площадкам (библиотекам и КЦ) на платформе “Реактор”, прикрепление к мероприятию “Учебный день в библиотеке”: https://reactor.su/ru/event/200.
До 24 апреля заполнение цифровых паспортов проектов, оформление презентаций.
До 24 апреля регистрация педагогов, специалистов библиотек и культурных центров, занятых в реализации программы, в качестве экспертов на платформе “Реактор” (https://reactor.su/ru/event/200).
С 24 апреля по 14 мая дистанционная экспертная оценка проектов на платформе “Реактор”.
15 мая формирование рейтинга проектов.
1 июня презентация и защита лучших проектов, награждение проектных команд, вручение дипломов конкурса
После 1 июня рассылка электронных сертификатов участников программы “Учебный день в библиотеке” (на электронные адреса авторов проектов, указанные при регистрации на платформе “Реактор”)
ВАЖНО! Сертификаты участников программы “Учебный день в библиотеке” получат только те обучающиеся, проект которых (индивидуальный или командный) был представлен в цифровом виде на платформе “Реактор”.
Август представление лучших проектов в буклете “Учебный день в библиотеке. 2022-2023 учебный год”. Буклет будет размещен на официальном сайте программы, а также разослан всем участникам проекта.
31.08.2022
Реализация проекта "Учебный день в библиотеке" в 2022-2023 учебном году
Уважаемые коллеги!
Регистрация на участие в проекте "Учебный день в библиотеке"открыта. После учета всех поданных заявок информация будет оперативно передана в учреждения культуры. Ответственные сотрудники библиотек свяжутся с контактными лицами от образовательных организаций и уточнят удобный режим совместной работы в проекте.
07.09.2021
Реализация проекта "Учебный день в библиотеке" в 2021-2022 уч.году
Уважаемые коллеги! Регистрация на участие в проекте "Учебный день в библиотеке"открыта. После учета всех поданных заявок информация будет оперативно передана в учреждения культуры. Ответственные сотрудники библиотек свяжутся с контактными лицами от образовательных организаций и уточнят удобный режим совместной работы в проекте.
19.07.2021
Буклет "Учебный день в библиотеке. 2020-2021 учебный год"
В разделе "Документы" на странице проекта опубликован буклет "Учебный день в библиотеке. 2020-2021 учебный год", где представлены итоги реализации проекта за прошедший учебный год. В проекте приняли участие около 1400 обучающихся из 83 образовательных организаций и 41 учреждение культуры города Москвы (36 библиотек и 5 культурных центров). Были разработаны рабочие программы для 5-9 классов по предмету "Технология" и 10-11 классов по курсу "Индивидуальный проект: учебный день в библиотеке". В итоге было создано и загружено обучающимися на платформу "Реактор" 343 проекта по следующим направлениям: медицина, экология, история, искусство, лингвистика и другие. Также озвучены перспективы развития проекта "Учебный день в библиотеке" на 2021-2022 учебный год.
25.05.2021
Более 300 проектов подготовили московские школьники в рамках «Учебного дня в библиотеке»
Подведены итоги реализации общегородского межведомственного проекта «Учебный день в библиотеке». В 2020-2021 учебном году в проекте приняли участие почти 80 образовательных организаций города Москвы, 36 библиотек и 5 культурных центров. В течение учебного года обучающиеся смотрели видеолекции, принимали участие в онлайн-встречах, осваивали современные компетенции в области проектных технологий, выполняли практические задания и создавали собственные проекты. В результате московские школьники подготовили более 300 проектов по самым разным темам: об истории Московского Кремля и достопримечательностях столицы, о школьном меню, о вреде бытовой химии для окружающей среды; представили идеи всеобщего сбора мусора и т.д.
Более подробную информацию можно найти, перейдя по ссылке.
20.04.2021
Чек-лист по завершению программы “Учебный день в библиотеке” в 2020/2021 учебном году
До 15 апреля фиксация тем проектов, регистрация участников и их проектов, прикрепление к площадкам (библиотекам и КЦ) на платформе “Реактор”, прикрепление к мероприятию “Учебный день в библиотеке”: https://reactor.su/ru/event/107. До 30 апреля заполнение паспортов проектов, оформление презентаций. До 30 апреля регистрация педагогов, специалистов библиотек и культурных центров, занятых в реализации программы, в качестве экспертов на платформе “Реактор” (https://reactor.su/ru/event/107). С 01 мая по 16 мая дистанционная экспертная оценка проектов на платформе “Реактор”. 18 мая формирование рейтинга проектов. До 31 июня награждение авторов лучших проектов подарками от партнеров конкурса. После 1 июня рассылка электронных сертификатов участников программы “Учебный день в библиотеке” (на электронные адреса авторов проектов, указанные при регистрации на платформе “Реактор”). ВАЖНО! Сертификаты участников программы “Учебный день в библиотеке” получат обучающиеся, проект которых (индивидуальный или командный) представлен на платформе “Реактор”. Август представление лучших проектов в буклете “Учебный день в библиотеке. 2020-2021 учебный год”
20.10.2020
Октябрь 2020 года. Онлайн - курс. Тема 1. Стань первопроходцем VUKA-МИРА.
Уважаемые коллеги, в соответствии с Приказом № 269 «Об организованном начале 2020/2021 учебного года в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы» от 21.08.2020 занятия в рамках общегородского межведомственного проекта «Учебный день в библиотеке» проводятся в дистанционном формате до 01 января 2021 года. Дистанционные занятия проводят сотрудники библиотеки, в которую зарегистрирована образовательная организация. Для проведения занятий рекомендуем использовать программу Teams.
Для успешного начала занятий просим ответственного от образовательной организации за участие в проекте «Учебный день в библиотеке» самостоятельно создать конференцию на платформе Teams на дату и время, ранее согласованные с библиотекой, и переслать приглашение сотруднику библиотеки по электронной почте, а также ответственному за проект в ГБОУ ГМЦ ДОНМ, старшему методисту Кирьяновой Екатерине Николаевне: kirianovaen@mosmetod.ru, biblioday@mosmetod.ru
05.10.2020
Тематический план занятий на 2020-2021 год
Сентябрь. Онлайн-знакомство с проектной площадкой и программой “Учебный день в библиотеке”, определение основных направлений интересов участников.
Проект: термин и определение. Виды и типы проектов.
Образовательный и продуктовый результат в проекте.
Базовые параметры проекта.
Декабрь. Тема 3. “Стань виртуозом креатива”:
Инициация проекта. Анализ проблемной ситуации и формирование идеи.
Инструменты и техники генерации проектных идей.
Источники проектных идей.
Оценка проектной идеи.
Январь. Тема 4. “Стань мастером управления временем”:
Этапы работы над проектом.
Планирование и техники тайминга.
Фиксация и декомпозиция целей, расстановка приоритетов.
SMART-цели.
Составление чек-листа, формирование списка задач.
Февраль. Тема 5. “Стань проектным профи”:
Реализация проекта. Ключевые ресурсы обеспечения проекта.
Площадки для воплощения идей.
Работа с проектной командой.
Март. Тема 6. “Стань шефом презентаций”:
Виды и типы презентаций. Алгоритмы и ключевые правила их создания.
Цифровые инструменты для работы с презентациями.
Визуализация. Инфографика. Фирменный стиль.
Нейминг: типология названий.
Апрель. Тема 7. “Стань руководителем своего стартапа”:
Основы управления проектом.
Стратегии развития проекта: программы и акселераторы, конкурсы, ярмарки, выставки.
Бизнес-проектирование.
Стейкхолдеры.
SWOT-анализ.
Май. Презентация и защита проектов.
25.09.2020
Реализация проекта "Учебный день в библиотеке" в 2020-2021 уч.году
Уважаемые коллеги! Регистрация в проекте "Учебный день в библиотеке" будет проходить до 30 сентября 2020 г. После учета всех поданных заявок информация будет оперативно передана в учреждения культуры. Ответственные сотрудники библиотек свяжутся с контактными лицами от образовательных организаций и уточнят удобный режим совместной работы в проекте.
16.09.2020
Состоялся вебинар "Особенности реализации городского межведомственного образовательного проекта "Учебный день в библиотеке" в 2020-2021 учебном году
9 сентября 2020 года состоялся вебинар для педагогов «Особенности реализации городского межведомственного образовательного проекта "Учебный день в библиотеке" в 2020–2021 учебном году».
Спикеры: куратор проекта – старший методист ГМЦ ДОНМ, к.ф.н. Екатерина Николаевна Кирьянова и начальник методического отдела Московской дирекции по развитию культурных центров Марьяна Юрьевна Сикорская-Деканова.
В ходе вебинара была озвучена информация о порядке реализации общегородского межведомственного проекта «Учебный день в библиотеке» и ее особенностях в 2020–2021 учебном году.
Цель программы проекта: повышение качества и вариативности образования московских школьников за счет использования возможностей и инфраструктуры библиотек и культурных центров столицы, реализация на их базе программ, направленных на формирование у обучающихся опыта проектной деятельности и развития проектных компетенций.
Состоялся вебинар "Город как учебник: проект "Учебный день в библиотеке" в системе столичного образования
26 мая 2020 года состоялся вебинар «Город как учебник: проект "Учебный день в библиотеке" в системе столичного образования», в котором приняли участие педагоги образовательных организаций и сотрудники учреждений культуры города Москвы.
Спикеры вебинара:куратор проекта, старший методист ГМЦ ДОНМ, к.ф.н. Екатерина Николаевна Кирьянова и начальник методического отдела Московской дирекции по развитию культурных центров Марьяна Юрьевна Сикорская-Деканова. Участникам вебинара была дана информация о проекте и его роли в системе столичного образования.
«Учебный день в библиотеке» – это городской межведомственный образовательный проект Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы. Основная идея проекта – повышение качества и вариативности столичного образования, использование возможностей библиотек города для реализации на их базе образовательных программ, направленных на формирование опыта проектной деятельности обучающихся. Проект успешно развивается, и в 2020–2021 учебном году его участники продолжат работу над социально значимыми проектами.
Состоялся вебинар "Стань проектным профи: формы проекта"
16 апреля 2020 года для обучающихся и педагогов образовательных организаций города Москвы, участников программы «Учебный день в библиотеке» был организован вебинар «Стань проектным профи: формы проекта».