ГБУК г. Москвы «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

Дом Н.В. Гоголя – первый и единственный в России мемориальный музей писателя – располагается в здании городской усадьбы XVIII–XIX вв., где Николай Васильевич провёл последние годы жизни. Здесь он работал над II томом поэмы «Мертвые души», духовной прозой, готовил к изданию собрание сочинений и перед смертью сжёг свои рукописи. Интерьеры мемориальных комнат воссозданы с документальной точностью по воспоминаниям современников. Шесть залов экспозиции музея объединяет тема «Гоголь – загадка третьего тысячелетия. Жизненный и творческий путь писателя». 

открыть
Уроки
Новости
Документы
Помощь
 
 
Русский язык
«Разные виды связи в сложных предложениях. Стилевые особенности текстов»

9 класс

В экспозиции музея-квартиры И.Д. Сытина представлена печатная продукция «Товарищества И.Д. Сытина», уникальные тексты из личной переписки известного книгоиздателя начала XX века, поздравительные адресы и другие источники. Опираясь на тексты документов, обучающиеся актуализируют свои знания о разновидностях стилей речи, учатся определять виды сложных предложений, средства связи в них. Продуктом урока является написание сочинения-рассуждение «И.Д. Сытин – меценат и просветитель» с опорой на экспозицию музея.

История
«Экспедиция в 30-е годы»

9 класс

На уроке школьники смогут погрузиться в атмосферу СССР 30-х годов XX века. Урок проводится в мемориальных комнатах с максимальным привлечением подлинных экспонатов. Основная задача урока − погружение детей в эпоху 30-х гг. через музейные предметы (предметы быта, книги, документы), а также создание исторического контекста, необходимого для понимания основной темы урока.

Продуктом урока станет интеллект-карта, на которой будут отмечены основные понятия, сюжеты, события и явления духовной и общественно-политической жизни эпохи.

Изобразительное искусство
«Стилизация изображений животных»

6 класс

На уроке учащиеся самостоятельно анализируют и последовательно выполняют рисунок животного, а также знакомятся с понятием «стилизация» – одним из способов отражении окружающей действительности. Урок предполагает формирование у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, даёт представление о многообразии графических возможностей в декоративном изображении.

Испанский язык
«Волшебный мир русской усадьбы»

8 класс

Учебное занятие представляет собой интегрированный урок испанского языка с мировой художественной культурой и историей.

Цель урока: знакомство с жанрами живописи и архитектурными стилями России и Европы XVIII века, названиями предметов интерьера дворца Кусково, историей семьи Шереметьевых; формирование навыка самостоятельного описания помещений, картин и предметов интерьера дворца с использованием изученных терминов и речевых образцов в устной и письменной форме. Урок состоит из шести этапов: организационного момента, этапа подготовки учащихся к активному усвоению новых знаний, этапа усвоения новых знаний, этапа обобщения и систематизации, этапа закрепления материала и рефлексии. Учитель может самостоятельно комбинировать урок как по содержанию, так и по времени.

Литература
«Золотой век. Поэты пушкинской поры в салоне княгини З.А. Волконской»

9 класс

В экспозиции музея создана атмосфера салона первой трети XIX века. Школьники станут гостями салона, в котором в объявленный день без специального приглашения собирается группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Фрагменты романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», предметы «с историей», игра в шарады позволят обыграть особый интерес к истории России в салоне княгини Зинаиды Волконской.

Итогом урока станет презентация с использованием фотографий, сделанных школьниками самостоятельно во время выполнения заданий по экспозиции.

История
««Умное дело» Ивана Дмитриевича Сытина»

9 класс

Известно, что к началу XX столетия четверть всех выпускаемых в стране печатных изданий выходила из типографий И.Д. Сытина. Обучающимся предстоит познакомиться с материалами экспозиции и узнать, каким образом Ивану Дмитриевичу Сытину в условиях пореформенной России удалось стать одним из успешных и передовых людей конца XIX – начала XX века.

В завершение урока обучающиеся попытаются объяснить смысловое значение метафоры, заключенной в названии урока. Полученную информацию нужно представить в виде инфографики «От лубочной книжной торговли до книгоиздательской фирмы».

Литература
«Путешествие длиною в жизнь»

Метапредметный интегрированный урок по литературе, русскому языку и обществознанию предполагает использование материалов постоянной экспозиции дома-музея С.А. Есенина в Замоскворечье для изучения жизненного и творческого пути поэта. На занятии организуется самостоятельная поисково-исследовательская работа обучающихся. Итогом коллективной исследовательской работы станет определение основных тем творчества Есенина и этапов формирования его личности, а также составление ментальной карты.

Французский язык
«Марина Ивановна Цветаева и её кумиры»

10 класс

«Душа от всего растёт, больше всего же – от потерь». Эти слова лейтмотивом тянутся на протяжении всей жизни Марины Ивановны Цветаевой. В творчестве Марины Цветаевой раскрываются её чувства и настроения, её интересы и увлечения. С раннего детства Цветаева прекрасно знала языки и с одинаковой лёгкостью читала и даже писала стихи как на русском, так и на французском и немецком языках. Кто повлиял на становление великого поэта вы узнаете, изучив экспозицию музея и отвечая на вопросы урока.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 01.03.2019
    Состоялись городские семинары в рамках проекта "Учебный день в музее"

    21 и 28 февраля 2019 года в ГБУК города Москвы «Дом Н. В. Гоголя – музей и научная библиотека» состоялись семинары для педагогов в рамках проекта «Учебный день в музее», в которых приняли участие около 200 педагогов из образовательных организаций города Москвы.

    В ходе семинаров были подробно представлены методические разработки уроков литературы, истории, обществознания, английского и французского языков для самостоятельного проведения учителями на экспозиции ГБУК «Дом Гоголя».

    Участникам семинара были предоставлены методические материалы.

    Фотоотчёт

    Презентация

    Урок французского языка

    Русский язык и литература

     

    25.02.2019
    Состоялся городской семинар в рамках проекта «Учебный день в музее»

    21 февраля 2019 года в ГБУК города Москвы "Дом Н.В. Гоголя - музей и научная библиотека" состоялся семинар для педагогов в рамках проекта "Учебный день в музее", в котором приняли участие более 100 педагогов из образовательных организаций города Москвы.

    В ходе семинара были подробно представлены методические разработки уроков литературы, истории и обществознания для самостоятельного проведения учителями на экспозиции ГБУК "Дом Гоголя".

    Участникам семинара были предоставлены методические материалы.

     

     

    18.02.2019
    Выставка фарфора в Американской оранжерее закрыта

    Выставка фарфора в Американской оранжерее ГБУК г. Москвы "Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века" закрыта. Для проведения урока химии просим вас посещать выставку фарфора и керамики "Подсказано природой" в павильоне Эрмитаж. 

    Для полноценной подготовки к проведению урока химии в музее необходимо заранее обращаться за уточнениями в отдел научно-просветительной работы и музейных программ (Кухонный флигель).

     

    24.01.2019
    Доступен для просмотра видеоролик "Учебный день в музее"
    24.01.2019
    Доступен для просмотра вебинар "Учебный день в музее" от 23.01.2019 г.
    18.01.2019
    Отмена учебного дня в Музее обороны Москвы

    Уважаемые участники проекта "Учебный день"! 25.01, 22.02, 29.03. учебный день в Музее обороны Москвы отменяется!

    17.01.2019
    Вебинар "Учебный день в музее"

    В 2018-2019 учебном году проект «Урок в музее» перешёл на новый этап развития. Теперь учителя столичных образовательных организаций могут проводить в лучших музеях Москвы полноценный учебный день, включающий 3-5 уроков по разным предметам.

    • С чего начать работу в проекте?
    • Кто может стать участником «Учебного дня в музее»?
    • Как организовать учебный день в экспозиции?
    • Как подготовиться к уроку в музее учителю-предметнику?
    • К кому обратиться за помощью?

    На эти и другие важные вопросы мы ответим в ходе вебинара 23 января 2019 года в 16:30.

    Регистрация на вебинар: https://events.webinar.ru/event/1901725/

    Ведущие: старший методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ Кирьянова Е.Н., 
    ведущий аналитик ГАУК МОСГОРТУР Медведева Е.Б.

    Контакты: http://museumday.mosmetod.ru
    8 (495) 912-63-37, доб. 207,
    museumday@mosmetod.ru

    27.12.2018
    9 января 2019 года Государственный музей А.С. Пушкина не работает

    В связи с приказом о работе музея в праздничные дни в Государственном музее А.С. Пушкина 9 января отменяется проведение учебного дня.

    27.12.2018
    Для проведения учебного дня в Музее магистрального транспорта газа необходимо прислать списки участников

    Для проведения учебного дня в Музее магистрального транспорта газа необходимо выслать список всех участников мероприятия на почту проекта для оформления пропусков.

    27.12.2018
    12 апреля в Мемориальном музее космонавтики отмена учебного дня

     В связи с мероприятиями, посвященными празднованию Дня космонавтики, 12 апреля 2019 года учебный день в музее отменяется.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4