ГБУК г. Москвы «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

В самом центре Москвы, на Никитском бульваре, рядом с Арбатской площадью расположена старинная городская усадьба, ансамбль которой начал складываться в XVII веке. Сейчас здесь находится единственный в России музей Н. В. Гоголя. Чугунные ворота ведут во двор, где можно задержаться возле памятника Н. В. Гоголю, созданного Н. А. Андреевым к 100-летию со дня рождения писателя. Справа — ампирный дом с аркадой. Здесь Гоголь провел три последних года жизни, здесь умер 21 февраля 1852 года. Слева от памятника — «Каретный сарай», хозяйственные помещения усадьбы.

В 1832 году молодым автором, удачно дебютировавшим «Вечерами на хуторе близ Диканьки», он был радушно принят выдающимися современниками-москвичами. Гоголь поселился в доме на Никитском в 1848 году по приглашению графа А. П. Толстого, видного государственного деятеля, и графини А. Г. Толстой, урожденной княжны Грузинской. Толстой и его супруга были одними из немногих духовно близких Гоголю друзей.

Экспозиция музея размещается в анфиладе комнат первого этажа главного дома усадьбы. В каждом из помещений внимание привлекает ведущий предмет. Он превращен в символическую инсталляцию и выражает акцент комнаты. В прихожей это «сундук странствий», в гостиной — камин, в кабинете — конторка, в зале «Ревизор» — кресло, в комнате памяти — посмертная маска Гоголя. Соседние предметы мебели и детали интерьера включены в образ на уровне актеров «второго плана». Научная концепция музейной экспозиции воплощена художником Л. В. Озерниковым. Расширение музейного пространства за счет использования современных технических средств позволяет достигнуть эффекта присутствия в мире персонажей Гоголя. В музее собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Гоголю.

В двух отведенных ему комнатах первого этажа писатель работал над вторым томом «Мертвых душ». В этом доме Гоголь сжег часть своих рукописей за 10 дней до смерти. 5 ноября 1851 года в зале первого этажа, налево от входа, Гоголь читал комедию «Ревизор» актерам Малого театра. Новая, расширенная и дополненная, экспозиция музея была открыта 27 марта 2009 года к 200-летию со дня рождения писателя. 

Уроки
Контакты
Вопросы
Отзывы
Обществознание
«Социальные статусы и роли героев Н. В. Гоголя»

9 класс

Посетив мемориальный музей «Дом Н.В. Гоголя», в создании которого принимали участие не только историки, но и художники, дизайнеры и декораторы, учащиеся получат возможность узнать биографию Н.В. Гоголя, особенности творческих приёмов писателя, а также ответить на вопросы, в частности, почему герои Гоголя узнаваемы по сей день; как его персонажи воспроизводят систему самых различных социальных слоёв России 1-й пол. XIX века и многие другие. Ребята окунутся в атмосферу николаевской России, историческая сущность которой сводилась к следующему: «ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое».

Продуктом урока будет составление сопоставительной таблицы «Социальная структура российского общества в середине XIX и начале XXI в.».

Литература
«Мёртвые души. Разговор по душам»

9 класс

Урок построен в форме практического занятия с элементами поисково-исследовательской деятельности и дискуссии. Выполняя задания рабочего листа, учащиеся знакомятся с историей создания «Мёртвых душ», нравственной проблематикой поэмы, спецификой жанра. Центральный вопрос урока: как Гоголь определял идейный смысл своего произведения и как понимали поэму его современники. Конфликт между замыслом автора и восприятием поэмы современниками является концептуальным ядром, вокруг которого выстроен урок.

Продуктом урока может стать красочный «Путеводитель (с комментариями) по поэме «Мёртвые души».

Обществознание
«Нравственные константы личности»

8 класс

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью решения каких-то проблем и обстоятельствами, постоянно проверяющими нас на прочность. И в сегодняшнем мире всевозможных забот и стрессов огромную роль играют наши нравственные ценности, являющиеся своеобразным внутренним компасом, по которому необходимо сверять все шаги.

Именно нравственные ценности личности определяют, каким будет общество, безопасно ли и комфортно будет в нём жить. Проблемы в обществе начинаются тогда, когда нравственные ценности исчезают в сознании людей с первого места и замещаются материальными ценностями.

Урок «Нравственные константы личности» даст возможность поразмышлять на тему того, что может быть нашими жизненными ценностями на основании этического анализа жизни, духовной прозы и писем Н.В. Гоголя. В результате коллективной творческой работы обучающихся в Доме Н. В. Гоголя получится интересный музейный продукт – интеллект-карта (портрет) «Прекрасный человек» как нравственно-эстетический идеал Н.В. Гоголя.

Французский язык
«Путешествия Н. В. Гоголя (французский язык)»

8 класс

Путешествия занимают важную часть биографии Н. В. Гоголя и являются важной темой его творчества. Как путешествовал великий писатель? Чем занимал себя в долгом пути? Как поддерживал связь с друзьями и делился с ними своими идеями и мыслями? Является ли произведение «Мёртвые души» поэмой? Писал ли Н. В. Гоголь сказки? На эти вопросы вам предстоит ответить, а также примерить на себя роль путешественника XIX века и написать письмо своему другу о новом сюжете, навеянном дорожными приключениями.

Английский язык
«Путешествия Н. В. Гоголя»

8 класс

Путешествия занимают важную часть биографии Н. В. Гоголя и являются важной темой его творчества. Как путешествовал великий писатель? Как поддерживал связь с друзьями и делился с ними своими идеями и мыслями? Является ли произведение «Мёртвые души» поэмой? Писал ли Гоголь стихи? На эти вопросы вам предстоит ответить, а также примерить на себя роль путешественника XIX века и написать письмо своему другу о новом сюжете, навеянном дорожными приключениями.

Литература
«Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть»

8 класс

В ходе проведения урока в музее, посвящённом жизни и творчеству Николая Васильевича Гоголя, обучающиеся могут ознакомиться с комнатой, в которой автор читал пьесу «Ревизор», с ее постановкой в театре; понять, как восприняла ее публика и какую ценность она несла, увидеть первых исполнителей главных ролей городничего и Хлестакова. Прослушав звуковую инсталляцию в зале «Ревизор», обучающимся предстоит написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: «Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть» или «Смех в комедии “Ревизор”».

Контактное лицо: старший методист Кирьянова Екатерина Николаевна

Email: museumday@mgpu.ru