В самом центре Москвы, на Никитском бульваре, рядом с Арбатской площадью расположена старинная городская усадьба, ансамбль которой начал складываться в XVII веке. Сейчас здесь находится единственный в России музей Н. В. Гоголя. Чугунные ворота ведут во двор, где можно задержаться возле памятника Н. В. Гоголю, созданного Н. А. Андреевым к 100-летию со дня рождения писателя. Справа — ампирный дом с аркадой. Здесь Гоголь провел три последних года жизни, здесь умер 21 февраля 1852 года. Слева от памятника — «Каретный сарай», хозяйственные помещения усадьбы.

Гоголь полюбил Москву с первой встречи

В 1832 году молодым автором, удачно дебютировавшим «Вечерами на хуторе близ Диканьки», он был радушно принят выдающимися современниками-москвичами. «Тянет в Москву», «Москва моя родина», — писал он друзьям. В Москве Гоголь встречался с Е. А. Баратынским, Д. В. Давыдовым, М. Ю. Лермонтовым, И. С. Тургеневым, А. Н. Островским, П. А. Вяземским, П. Я. Чаадаевым, Н. П. Огаревым, В. А. Соллогубом, А. С. Хомяковым, романистами М. Н. Загоскиным и Г. П. Данилевским, с художниками П. А. Федотовым и И. К. Айвазовским, композитором А. Н. Верстовским, скрипачом и альтистом А. Л. Гурилевым. Дружеские отношения связывали его с профессорами Московского университета: с историками М. П. Погодиным и Т. Н. Грановским, переводчиком и критиком С. П. Шевыревым.

Гоголь поселился в доме на Никитском в 1848 году по приглашению графа А. П. Толстого, видного государственного деятеля, и графини А. Г. Толстой, урожденной княжны Грузинской. Толстой и его супруга были одними из немногих духовно близких Гоголю друзей.

Экспозиция музея размещается в анфиладе комнат первого этажа главного дома усадьбы. В каждом из помещений внимание привлекает ведущий предмет. Он превращен в символическую инсталляцию и выражает акцент комнаты. В прихожей это «сундук странствий», в гостиной — камин, в кабинете — конторка, в зале «Ревизор» — кресло, в комнате памяти — посмертная маска Гоголя. Соседние предметы мебели и детали интерьера включены в образ на уровне актеров «второго плана». Научная концепция музейной экспозиции воплощена художником Л. В. Озерниковым. Расширение музейного пространства за счет использования современных технических средств позволяет достигнуть эффекта присутствия в мире персонажей Гоголя. В музее собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Гоголю.

В двух отведенных ему комнатах первого этажа писатель работал над вторым томом «Мертвых душ». По словам Гоголя, в произведении должна была отразиться вся Русь, где бы «предстал весь русский человек со всем разнообразием богатств и даров, доставшихся ему на долю... и со всем множеством тех недостатков, которые находятся в нем».

В тот же, московский, последний период жизни писатель готовил к печати второе собрание своих сочинений, работал над духовной прозой.

В этом доме Гоголь сжег часть своих рукописей за 10 дней до смерти

Все, кто приходил сюда, как правило, заставали Гоголя работавшим стоя у высокой конторки или переписывавшим рукопись за столом. Сочиняя, писатель часто проговаривал текст, разыгрывая целые сценки.

Рассказ о встрече с Гоголем в доме на Никитском в октябре 1851 года оставил И. С. Тургенев: «Комната его находилась возле сеней, направо. Мы вошли в нее, и я увидел Гоголя, стоявшего перед конторкой с пером в руке... От его покатого, гладкого, белого лба по-прежнему так и веяло умом... Гоголь говорил много, с оживлением... все выходило ладно, складно, вкусно и метко».

5 ноября 1851 года в зале первого этажа, налево от входа, Гоголь читал комедию «Ревизор» актерам Малого театра. Г. П. Данилевский вспоминал об этом последнем публичном авторском чтении: «Очарованные слушатели долго стояли группами, вполголоса передавая друг другу свои впечатления. Щепкин, отирая слезы, обнял чтеца...».

Согласно музейному сценарию, в правой половине дома посетитель проходит путь Гоголя-писателя, в левой — Гоголя, читающего свои произведения

Второй этаж экспозиции знакомит с книгами Гоголя, исследованиями о его жизни и творчестве. Представлены портреты хозяев дома, гравюры, литографии с видами памятных мест, связанных с именем писателя. Согласно легенде, один из нотных альбомов — Музыкальные пьесы Мендельсона на немецком языке, находящийся в нотно-музыкальном отделе (театральный салон), принадлежал графине А. Г. Толстой.

Новая, расширенная и дополненная, экспозиция музея была открыта 27 марта 2009 года к 200-летию со дня рождения писателя. «Дом Гоголя» дает возможность удовлетворить духовные, интеллектуальные и информационные потребности всех категорий посетителей.

Уроки
Контакты
Вопросы
Отзывы
Английский язык
«Путешествия Н. В. Гоголя»

Путешествия занимают важную часть биографии Н. В. Гоголя и являются важной темой его творчества. Как путешествовал великий писатель? Как поддерживал связь с друзьями и делился с ними своими идеями и мыслями? Является ли произведение «Мёртвые души» поэмой? Писал ли Гоголь стихи? На эти вопросы вам предстоит ответить, а также примерить на себя роль путешественника XIX века и написать письмо своему другу о новом сюжете, навеянном дорожными приключениями.

Обществознание
«Нравственные константы личности»

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью решения каких-то проблем и обстоятельствами, постоянно проверяющими нас на прочность. И в сегодняшнем мире всевозможных забот и стрессов огромную роль играют наши нравственные ценности, являющиеся своеобразным внутренним компасом, по которому необходимо сверять все шаги.

Именно нравственные ценности личности определяют, каким будет общество, безопасно ли и комфортно будет в нём жить. Проблемы в обществе начинаются тогда, когда нравственные ценности исчезают в сознании людей с первого места и замещаются материальными ценностями.

Урок «Нравственные константы личности» даст возможность поразмышлять на тему того, что может быть нашими жизненными ценностями на основании этического анализа жизни, духовной прозы и писем Н.В. Гоголя. В результате коллективной творческой работы обучающихся в Доме Н. В. Гоголя получится интересный музейный продукт – интеллект-карта (портрет) «Прекрасный человек» как нравственно-эстетический идеал Н.В. Гоголя.

Французский язык
«Путешествия Н. В. Гоголя (французский язык)»

Путешествия занимают важную часть биографии Н. В. Гоголя и являются важной темой его творчества. Как путешествовал великий писатель? Чем занимал себя в долгом пути? Как поддерживал связь с друзьями и делился с ними своими идеями и мыслями? Является ли произведение «Мёртвые души» поэмой? Писал ли Н. В. Гоголь сказки? На эти вопросы вам предстоит ответить, а также примерить на себя роль путешественника XIX века и написать письмо своему другу о новом сюжете, навеянном дорожными приключениями.

Литература
«Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть»

В ходе проведения урока в музее, посвящённом жизни и творчеству Николая Васильевича Гоголя, учащиеся могут ознакомиться с кабинетом, в котором писал Гоголь, с комнатой, в которой пьеса «Ревизор» читалась автором, а также смогут увидеть первых исполнителей главных ролей Городничего и Хлестакова. По итогам работы групп может быть проведена классная конференция «Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть».

Литература
«Мёртвые души. Разговор по душам»

Урок построен в форме практического занятия с элементами поисково-исследовательской деятельности и дискуссии. Выполняя задания рабочего листа, учащиеся знакомятся с историей создания «Мёртвых душ», нравственной проблематикой поэмы, спецификой жанра. Центральный вопрос урока: как Гоголь определял идейный смысл своего произведения и как понимали поэму его современники. Конфликт между замыслом автора и восприятием поэмы современниками является концептуальным ядром, вокруг которого выстроен урок.

Продуктом урока может стать красочный «Путеводитель (с комментариями) по поэме «Мёртвые души».

Обществознание
«Социальные статусы и роли героев Н. В. Гоголя»

Посетив мемориальный музей «Дом Н.В. Гоголя», в создании которого принимали участие не только историки, но и художники, дизайнеры и декораторы, учащиеся получат возможность узнать биографию Н.В. Гоголя, особенности творческих приёмов писателя, а также ответить на вопросы, в частности, почему герои Гоголя узнаваемы по сей день; как его персонажи воспроизводят систему самых различных социальных слоёв России 1-й пол. XIX века и многие другие. Ребята окунутся в атмосферу николаевской России, историческая сущность которой сводилась к следующему: «ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое».

Продуктом урока будет составление сопоставительной таблицы «Социальная структура российского общества в середине XIX и начале XXI в.».

Контактное лицо: старший методист Кирьянова Екатерина Николаевна

Email: museumday@mosmetod.ru