Военно-патриотический музей "Казачья слава"

Военно-патриотический музей «Казачья слава» создан в 2005 году. В залах представлены вооружение, экипировка, снаряжение, документы. В 2021 году экспозиция располагается в коридоре и трех кабинетах.

Зал № 1 (коридор). На информационных стендах отображена хронология истории казачества от его зарождения и до победного 1945 года.

Зал № 2. Представлены следующие разделы: «Советская кавалерия с 1940-х по 1955 гг.», «11 отдельный кавалерийский полк («кино из-под копыт») 1962 – 2002 гг.», «Отдельный эскорт Президентского полка (продолжатель славных традиций русской императорской кавалерии и 11 ОКП)».

Зал № 3. Показаны ключевые события военной истории, непременными участниками которых были казаки. Представлены следующие разделы: «Запорожская сечь», «Азовские походы», «1812 год», «Турецкие и кавказские войны», «1914 год», «Русская смута (Гражданская война)», «1941 – 1945 гг.».

Зал № 4. Включен раздел быта казачества. Основная доля экспозиции посвящена Императорской кавалерии.

 

 

Уроки
Контакты
Вопросы
Отзывы
Литература
«Быт и нравы казачества в романе М. Шолохова «Тихий Дон»»

10 класс

Урок направлен на изучение особенностей быта, жизни и нравов донского казачества с использованием экспозиции Музея казачьей славы. Избранные главы, рассмотренные на уроке, и экспозиция музея помогут школьникам лучше разобраться, в чем трагедия Григория Мелехова и почему период Гражданской войны и революции стал одним из самых трагических эпизодов в истории казачества как особого сословия и страны в целом.

Урок проводится в музее «Казачья слава» ГБОУ ДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара.

 

Обществознание
«Казачество в системе современных общественно-политических отношений»

10 класс

Казачьи общества и общественные организации как формы самоорганизации граждан Российской Федерации сохранили традиционный образ жизни, хозяйственный уклад и самобытную культуру. На примере современных и исторических процессов рассматриваются отдельные вопросы: проблемы самоидентификации казачества; его особенности как исторически сложившейся культурно-этнической общности; политизация современного казачьего движения. Для практической деятельности предлагаются задания в формате Государственной итоговой аттестации по предмету «обществознание». Итоговое задание – составление плана развернутого ответа по теме урока с целью выявления умений систематизировать и обобщать информацию.

Литература
«Образ Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»

7 класс

Урок направлен на изучение образа Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Запорожская Сечь – уникальное явление русской действительности, поэтизированное Н.В. Гоголем в повести. Школьники изучат быт и нравы казачества на рубеже XV–XVI вв., познакомятся с новыми литературоведческими понятиями типизация, лирическое отступление, получат навыки литературного анализа и работы с музейным предметом.

Урок проводится в музее «Казачья слава» ГБОУ ДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара.

История
«Казачество в истории российского государства ХVII века»

7 класс

XVII век в русской истории характеризуется образованием сословий и их закрепощением. Данный урок рассматривает события, связанные с историей донского казачества в XVII столетии. На основе материалов экспозиции, дополнительных источников информации организуется поисково-исследовательская деятельность по вопросам, раскрывающим тему урока: каковы отличительные особенности социального положения казаков; каким образом казачество было призвано на службу государству; какие социальные привилегии и обязанности отличали казаков от стрельцов. В ходе урока закрепляются умения и компетенции, направленные на работу с текстом, картой, схемой, таблицей, на поиск и систематизацию информации из разных источников. Итоговым продуктом урока станет сравнительная таблица. 

Математика
«Казак – воин и мирный хозяин…»

7 класс

Урок «Казак – воин и мирный хозяин…» – это практическое занятие с элементами исследовательской деятельности. Используя музейные предметы и материалы рабочего листа, учащиеся знакомятся с особенностями изготовления и кроя казачьей кубанки, с военной реформой, начатой министром Д. А. Милютиным, с системой налогообложения представителей казачества, с репликой артиллерийского орудия – «единорогом», стоящим на вооружении казачьих войск, с промыслами казаков, с особенностями цветовой гаммы их костюмов; узнают принятый стандарт казачьих лошадей, а также особенности казачьей усадьбы, разберутся с тем, какой бороной лучше пользоваться при подготовке земли к севу.

Контактное лицо: старший методист Кирьянова Екатерина Николаевна

Email: museumday@mgpu.ru