ГБУК г. Москвы «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

Дом Н.В. Гоголя – первый и единственный в России мемориальный музей писателя – располагается в здании городской усадьбы XVIII–XIX вв., где Николай Васильевич провёл последние годы жизни. Здесь он работал над II томом поэмы «Мертвые души», духовной прозой, готовил к изданию собрание сочинений и перед смертью сжёг свои рукописи. Интерьеры мемориальных комнат воссозданы с документальной точностью по воспоминаниям современников. Шесть залов экспозиции музея объединяет тема «Гоголь – загадка третьего тысячелетия. Жизненный и творческий путь писателя». 

Памятка Дом Н. В. Гоголя

 
открыть
Уроки
Новости
Документы
Помощь
 
 
Русский язык
«Русский язык – язык международного общения»

8 класс

Урок «Русский язык – язык международного общения» в Музее космонавтики предназначен для обучающихся 8–9 классов. В ходе занятия ребята познакомятся не только с историей экспонатов, но и с необычным языком, на котором общаются космонавты МКС, – с руслишем. Составление специального словаря лексического минимума для космонавтов, не говорящих по-русски, позволит ученикам почувствовать себя в роли специалистов по коммуникации в космосе.

Французский язык
«Александр Скрябин: цвет и музыка (7 класс)»

7 класс

Мемориальный музей Александра Скрябина в Москве хранит множество воспоминаний о жизни и творчестве этого гениального композитора. Обучающимся предстоит окунуться в эпоху Серебряного Века, чтобы раскрыть тайны жизни А. Скрябина: кто воспитал в нём любовь к музыке? Как он решился посвятить свою жизнь музыке? Чем увлекался? О чём мечтал? Исследуя предметы в музее, анализируя тексты, строя предположения, обучающиеся создадут ментальную карту, проиллюстрированную фотографиями, сделанными в ходе урока.

Французский язык
«Александр Скрябин: цвет и музыка (10 класс)»

10 класс

Мемориальный музей Александра Скрябина в Москве хранит множество воспоминаний о жизни и творчестве этого гениального композитора. Учащимся предстоит окунуться в эпоху Серебряного века, чтобы раскрыть тайны жизни А. Скрябина: кто воспитал в нём любовь к музыке? Как он решился посвятить свою жизнь музыке? Чем увлекался? О чём мечтал? Исследуя предметы в музее, анализируя тексты, строя предположения, учащиеся создадут хронологическую ленту времени, проиллюстрированную фотографиями, сделанными в ходе урока.

Математика
«Статистические данные в таблицах. Поиск информации в таблицах»

7 класс

На уроке обучающиеся работают в группах. В соответствии с полученными заданиями члены группы находят среди обитателей зоопарка представителей определённого класса (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся) и  собирают данные о них. Каждая группа составляет таблицы, в которые вносит  полученную информацию.

В конце урока группы обмениваются полученными таблицами и отвечают на вопросы по их содержанию.

Английский язык
«The History of Civil service in Russia»

8-9 класс

Урок знакомит обучающихся с историей государственной службы в России, позволяя развивать коммуникативные умения. Задания на сопоставление, классификацию и анализ информации активизируют лексическую сторону речи.

Урок включает межпредметные задания (МХК, история, обществознание). Современные технологии, применяемые в экспозиции, позволяют обучающимся сформировать умения и навыки использования полученной информации.

Альтернативным итогом работы могут стать практико-ориентированные задания (кейсы), позволяющие обучающимся активизировать полученные знания.

История
«1941: рождение Победы?»

10 класс

Приглашаем вас в Музей обороны Москвы – место, где экспонаты говорят сами за себя, создавая грандиозную картину Московской битвы. Здесь школьники смогут провести настоящее историческое исследование и узнать о том, как рождалась победа над сильным и опасным врагом. Вас ждут три огромных зала, представляющих один из трёх маршрутов урока: «Начало войны», «Оборона Москвы», «Победа под Москвой». Каждый маршрут представлен своей серией уникальных музейных предметов. Путевой картой для школьников послужат специальные «листы исследования».

Продуктом урока станут «репортажи фронтовых корреспондентов», которые школьники подготовят дома по итогам прохождения всех маршрутов.

Химия
«Ракетные двигатели и химические реакции»

8 класс

Ракетные двигатели инженеры называют сердцем ракеты. И это вполне оправданно. Именно реактивная струя, которая образуется в сопле в результате химической реакции, позволяет преодолеть земное притяжение и отправить космический аппарат в орбитальное или межпланетное путешествие. Сегодня на уроке мы узнаем чуть больше о ракетных двигателях, а также вспомним, что такое химическая реакция!

Литература
«Мёртвые души. Разговор по душам»

9 класс

Урок построен в форме практического занятия с элементами поисково-исследовательской деятельности и дискуссии. Выполняя задания рабочего листа, учащиеся знакомятся с историей создания «Мёртвых душ», нравственной проблематикой поэмы, спецификой жанра. Центральный вопрос урока: как Гоголь определял идейный смысл своего произведения и как понимали поэму его современники. Конфликт между замыслом автора и восприятием поэмы современниками является концептуальным ядром, вокруг которого выстроен урок.

Продуктом урока может стать красочный «Путеводитель (с комментариями) по поэме «Мёртвые души».

Английский язык
«My documents»

6 класс

Урок знакомит обучающихся с историей государственной службы в России, позволяя развивать коммуникативные умения. Задания на сопоставление, классификацию и анализ информации активизируют лексическую сторону речи.

Урок включает межпредметные задания (изобразительное искусство, история). Современные технологии, применяемые в экспозиции, позволяют обучающимся сформировать умения и навыки использования полученной информации.

Альтернативным итогом работы могут стать практико-ориентированные задания (кейсы), позволяющие обучающимся активизировать полученные знания.

  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 17.05.2019
    15 мая 2019 года состоялся вебинар «Формирование педагогического сообщества вокруг музея: роль социальных сетей»

    15 мая 2019 года состоялся вебинар "Формирование педагогического сообщества вокруг музея: роль социальных сетей" для музейных специалистов и педагогов образовательных организаций, в котором приняли участие представители учреждений не только Москвы, но и других городов: Санкт-Петербурга, Казани, Боровска и др. Вебинар был посвящён выстраиванию моделей взаимодействия педагогов образовательных организаций с сотрудниками музеев.

    На вебинаре выступили: старший методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ Кирьянова Е.Н., ведущий аналитик ГАУК "Мосгортур" Медведева Е.Б., аналитик Управления музейно-туристского развития ГАУК "Мосгортур" Михайлова А.В., учитель ГБОУ Школа № 1520 им. Капцовых Кудрявцева М.К., учитель ГБОУ Школа № 1540 Игнатов И.А.

    Коммуникация школьных и музейных педагогов по итогам опроса в рамках проекта "Учебный день в музее"

    Учебная деятельность в музее. Взаимодействие учителя с музеем

    Форматы интернет-коммуникации музейных сотрудников и школьных педагогов: отечественный и зарубежный опыт

    Учебный день в музее: некоторые итоги

    Использование социальных сетей в работе учителя

    Соцсети ГМЦ

    Запись вебинара

     

     

    08.05.2019
    ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова» в проекте «Учебный день в музее»

    ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова» в рамках межведомственного образовательного проекта «Учебный день в музее» предоставляет столичным педагогам уникальную возможность проводить уроки истории, обществознания, математики для обучающихся 10 классов в экспозициях музея. В ходе уроков обучающиеся познакомятся с творчеством известного российского художника нашего времени Ильи Сергеевича Глазунова, а также с важнейшими аспектами жизни русского дворянства XVIII–XIX веков, получат возможность, используя знания математики, самостоятельно исследовать особенности конструктивных и декоративных элементов здания, автором которых является И.С. Глазунов.

    25.04.2019
    15 мая 2019 года в 16:00 состоится вебинар «Формирование педагогического сообщества вокруг музея: роль социальных сетей»

    15 мая 2019 года с 16:00 до 18:00 состоится вебинар "Формирование педагогического сообщества вокруг музея: роль социальных сетей" для музейных специалистов и педагогов в рамках межведомственного образовательного проекта "Учебный день в музее".

    Проект "Учебный день в музее" предоставляет возможность учителям столичных образовательных организаций проводить в музеях полноценный учебный день, включающий 3-5 уроков по разным предметам. Сотрудничество музеев с учителями Москвы способствует созданию профессионального педагогического сообщества вокруг музея. 

    • Современный учитель в сети интернет: возможности, блоги, группы.
    • Форматы Интернет-коммуникации музейных и школьных педагогов: отечественный и зарубежный опыт.
    • Учитель и музейный педагог в Москве: что показало анкетирование?
    • Проект "Учебный день в музее". К итогам завершающегося учебного года.

    Эти и другие актуальные темы прозвучат в ходе вебинара.

    Регистрация на вебинар

    Ведущие: старший методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ Кирьянова Е.Н., ведущий аналитик ГАУК "МОСГОРТУР" Медведева Е.Б., аналитик Управления музейно-туристского развития ГАУК "МОСГОРТУР" Михайлова А.В., педагоги образовательных организаций 

    12.04.2019
    Отмена учебного дня в Государственном музее А.С. Пушкина

    Уважаемые коллеги! 1 мая и 9 мая в Государственном музее А.С.Пушкина учебные дни не состоятся! Ссылка на приказы

     

    11.04.2019
    Московский зоопарк открывает свои двери для дополнительных групп!

    Коллеги! Московский зоопарк дает дополнительную возможность провести учебный день для 6 и 7 классов в апреле и мае! Регистрация уже открыта.

    11.04.2019
    Зоопарк открывает свои двери для дополнительных групп в рамках проекта «Учебный день в музее»!

    Коллеги! Появилась долгожданная возможность в апреле и мае провести учебный день в Московском зоопарке с 6 и 7 классами! Регистрация для дополнительных групп открыта!

    05.04.2019
    Состоялся городской семинар для учителей иностранного языка в ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой»

    4 апреля 2019 года в ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой» состоялся семинар для учителей иностранного языка (английского, немецкого, французского) в рамках межведомственного образовательного проекта Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы «Учебный день в музее»

    Участникам семинара были представлены три урока иностранного языка: английского – «Marina Tsvetaeva. Lost in Translation», немецкого – «Во мне много душ. Но главная моя душа – германская» и французского – «Марина Ивановна Цветаева и её кумиры».

    С раннего детства Марина Цветаева свободно говорила, читала и даже писала стихи не только на русском, но и на многих европейских языках, называя при этом немецкий вторым, а французский третьим.

    В ходе занятий обучающиеся пройдут по комнатам старинного дома с необыкновенной планировкой, словно в миниатюре, воссоздающей типичный старомосковский быт, смогут прикоснуться к духу времени, в котором жила и творила Марина Цветаева, узнают, кто повлиял на её становление. Выполняя задания, обучающиеся окунутся в беззаботное детство Цветаевой, переживание потерь её отрочества и юности, станут свидетелями счастливой московской жизни, почувствуют одиночество и отчаяние последнего периода творчества.

    Методические материалы урока английского языка «Marina Tsvetaeva. Lost in Translation»

    Методические материалы урока немецкого языка «Во мне много душ. Но главная моя душа – германская»

    Методические материалы урока французского языка «Марина Ивановна Цветаева и её кумиры»

    01.04.2019
    Состоялся городской семинар для учителей истории в ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой"

    29 марта 2019 года в ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой" состоялся семинар для учителей истории в рамках межведомственного образовательного проекта Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы "Учебный день в музее". 

    На семинаре присутствовали не только учителя истории, но и методисты образовательных организаций города Москвы, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, заведующие школьными музеями. Участники семинара узнали особенности проведения учебного дня в Доме-музее Марины Цветаевой, познакомились с методическими материалами урока истории "Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Судьба в истории". Обучающимся предлагается познакомиться с экспозицией музея, которая позволит узнать о некоторых аспектах жизни Марины Цветаевой и её семьи, а также об исторических событиях, повлиявших на её судьбу и творчество.

    Продуктом урока станет создание инфографики, отражающей связь судьбоносных событий в биографии Марины Цветаевой и Сергея Эфрона с их личным выбором. 

    Методические материалы урока истории "Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Судьба в истории"

    29.03.2019
    Состоялся городской семинар для учителей литературы в Доме-музее Марины Цветаевой

    28 марта 2019 года в ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой" состоялся семинар для учителей литературы в рамках межведомственного образовательного проекта Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы "Учебный день в музее".

    Участникам семинара были представлены методические материалы урока литературы для самостоятельного проведения на экспозиции мемориальной квартиры в Борисоглебском переулке - сердце цветаевской Москвы. В ходе урока обучающиеся прочитают стихотворения Марины Цветаевой, узнают интересные факты из её биографии,попробуют понять, как соотносится реальный мир и поэзия, по-новому взглянут на тему "быта и бытия". Итоговым продуктом урока станет создание плана экскурсии по квартире.

    Методические материалы урока литературы "Жизнь и творчество Марины Цветаевой в период 1892-1922"

    19.03.2019
    4 апреля в ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой" состоится семинар для учителей иностранного языка.

    4 апреля 2019 года в 16:00 состоится семинар для учителей иностранного языка в рамках проекта «Учебный день в музее» на базе ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой».

    Приглашаем для участия в семинаре педагогов по предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский языки).

    Регистрация на семинар

    Место проведения: ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой».

    Адрес: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.

    19.03.2019
    29 марта в ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой» состоится семинар для учителей истории.

    29 марта 2019 года в 16:00 состоится семинар для учителей истории в рамках проекта "Учебный день в музее" на базе ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой".

    Приглашаем для участия в семинаре педагогов по предмету "История".

    Регистрация на семинар

    Место проведения: ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой"

    Адрес: Борисоглебский пер., д.6, стр. 1.

    19.03.2019
    28 марта в ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой» состоится семинар для учителей литературы.

    28 марта 2019 года в 16:00 состоится семинар для учителей литературы в рамках проекта "Учебный день в музее" на базе ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой".

    Приглашаем для участия в семинаре педагогов по предмету "Литература".

    Регистрация на семинар

    Место проведения: ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой".

    Адрес: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.

     

    18.03.2019
    Приказ от 11 марта 2019 г. № 151/ОД-77 "Об утверждении Правил бесплатного посещения обучающимися и сопровождающими лицами музейных и выставочных экспозиций, размещённых в государственных учреждениях культуры города Москвы".
    15.03.2019
    12 и 14 марта в ГБУК г. Москвы "Мемориальный музей А.Н. Скрябина" прошли городские семинары

    12 и 14 марта 2019 года в ГБУК города Москвы "Мемориальный музей А.Н. Скрябина" прошли городские семинары для педагогов в рамках Межведомственного образовательного проекта Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы "Учебный день в музее".

    Методисты Городского методического центра рассказали учителям московских образовательных организаций об особенностях участия в проекте и порядке проведения учебного дня в музеях столицы. Преподавателям литературы, истории, обществознания, музыки, иностранных языков (английский, французский языки) были представлены методические материалы уроков, подготовленные сотрудниками Мемориального музея А.Н. Скрябина и методистами Городского методического центра. Так, например, в ходе интегрированного урока "Музыка и физика о цветовосприятии" обучающиеся познакомятся с творчеством этого выдающегося русского композитора, представителя символизма в музыке, мечтавшего воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств - музыки, танца, пения, архитектуры, живописи. А.Н. Скрябин первым в мире использовал в исполнении музыкальных произведений цвет, введя понятие "цветомузыка".

    Фото с семинара 12.03.2019

    фото с семинара 14.03.2019

     

    07.03.2019
    14 марта в Мемориальном музее А.Н. Скрябина состоится семинар для педагогов

    14 марта 2019 года в 16:00 состоится семинар для педагогов в рамках проекта "Учебный день в музее" на базе ГБУК города Москвы "Мемориальный музей А.Н. Скрябина".

    Приглашаем для участия в семинаре педагогов по предмету "Физика", "Музыка", "Обществознание", "Иностранный язык" (английский).

    Место проведения: ГБУК города Москвы "Мемориальный музей А.Н. Скрябина".

    Адрес: Большой Николопесковский пер., д. 11

    Контакты ответственных:

    Кирьянова Екатерина Николаевна, старший методист ГБОУ ГМЦ ДОНМ, куратор проекта, 8 (495) 912-63-37 доб 207, kirianovaen@mosmetod.ru

    Берникова Людмила Васильевна, методист ГБОУ ГМЦ ДОНМ, 8 (495) 912-63-37 доб. 207, bernikovalv@mosmetod.ru

    Васильева Ольга Анатольевна, методист ГБОУ ГМЦ ДОНМ, 8 (495) 912-63-37 доб 207, vasilevaoa@mosmetod.ru

     

    Регистрация на семинар

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5