ГБУК г. Москвы "Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына"

Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына – уникальный комплекс, состоящий из музея, архива, библиотеки, научно-исследовательского, информационно-издательского и культурно-просветительского центров, чья деятельность нацелена на сосредоточение и изучение культурного наследия русского зарубежья, развитие отношений и укрепление связей с соотечественниками за пределами России. В музейном собрании Дома – свыше 8 тысяч предметов, в архиве – более 25 тысяч единиц хранения. Фонды прирастают и формируются за счет многочисленных даров русских людей, рассеянных по всему миру.

открыть
Уроки
Новости
Документы
Помощь
 
 
Литература
«Золотой век. Поэты пушкинской поры в салоне княгини З.А. Волконской»

9 класс

В экспозиции музея создана атмосфера салона первой трети XIX века. Школьники станут гостями салона, в котором в объявленный день без специального приглашения собирается группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Фрагменты романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», предметы «с историей», игра в шарады позволят обыграть особый интерес к истории России в салоне княгини Зинаиды Волконской.

Итогом урока станет презентация с использованием фотографий, сделанных школьниками самостоятельно во время выполнения заданий по экспозиции.

Окружающий мир
«В гости к приматам. Обезьяны в Московском зоопарке»

3 класс

Учебный день проходит в Московском зоопарке на Старой и Новой территориях. В ходе уроков математики, русского языка, окружающего мира обучающиеся пользуются картой Московского зоопарка, самостоятельно ориентируются на местности, выстраивают маршрут, выполняют задания в рабочих листах.

Вопросы по всем предметам объединяет общая тема «Приматы». Обучающиеся самостоятельно начинают выполнять задания на берегу Большого пруда около входа в зоопарк, затем посещают павильон «Обезьяны», вольер «Японский макак» на Старой территории. В конце учебного дня в ходе рефлексии ребята проводят самооценку своей работы, подводят итоги.

Математика
«Многогранники в русском деревянном зодчестве»

10 класс

Данный урок предполагает проведение всего занятия на территории Музея деревянного зодчества. Использование экспонатов музея позволяет расширить возможности образовательных организаций города Москвы по использованию городской среды как образовательного ресурса.

Урок состоит из двух частей:

  • историческая – учащиеся знакомятся с памятниками деревянного зодчества, представленными в музее;
  • самостоятельная работа в группах – учащиеся решают задачи на многогранники из рабочих листов.
Французский язык
«Приглашение на светский вечер»

6 класс

Экспозиция дома-музея Василия Львовича Пушкина познакомит вас с укладом жизни дворянской семьи в Москве XIX века. Вы узнаете, как проходили светские вечера, какие наряды были в моде, почему многие дворяне говорили на французском лучше, чем на русском, и как они учили иностранные языки, а также попробуете собственные силы в создании рифмы и написании благодарности гостеприимным хозяевам светского вечера.

Информатика
«Кодирование информации»

5 класс

История кодов и шифров – это многовековая история поединка между создателями шифров и теми, кто их взламывает, интеллектуальная гонка вооружений, которая оказала немалое влияние на ход истории.

Во время урока, посвященного теме «кодирование информации», обучающиеся познакомятся с шифрами, применявшимися во времена Екатерины II, а также попробуют сдать экзамен настоящему тайному агенту.

Окружающий мир
«Многообразие птиц. Птицы Московского зоопарка»

2 класс

Урок проводится на Старой и Новой территориях Московского зоопарка. В хорошую погоду задания выполняются около Большого Пресненского пруда (Старая территория), на улице. В плохую погоду можно сфотографировать информационные таблички и поработать с ними в закрытом помещении (Дом птиц). Для удобства работы на карту зоопарка нанесены номера рабочих листов, с которыми в данном месте надо работать. На этом уроке ребята познакомятся с многообразием птиц, будут учиться заносить информацию в таблицу, составлять схемы-классификации. В ходе урока второклассники познакомятся с профессиями людей (кипер, писатель-анималист, орнитолог). Обучающиеся могут учиться использовать телефон для получения дополнительной информации.

Французский язык
«Путешествия Н. В. Гоголя (французский язык)»

8 класс

Путешествия занимают важную часть биографии Н. В. Гоголя и являются важной темой его творчества. Как путешествовал великий писатель? Чем занимал себя в долгом пути? Как поддерживал связь с друзьями и делился с ними своими идеями и мыслями? Является ли произведение «Мёртвые души» поэмой? Писал ли Н. В. Гоголь сказки? На эти вопросы вам предстоит ответить, а также примерить на себя роль путешественника XIX века и написать письмо своему другу о новом сюжете, навеянном дорожными приключениями.

Экономика
««Голубое топливо»: история и перспективы»

10-11 класс

Рациональное использование «голубого топлива» – требование сегодняшнего дня, поскольку природный газ является высококачественным углеводородным горючим, стратегическим природным энергоресурсом и национальным достоянием граждан Российской Федерации, а также высоколиквидным товаром на мировом рынке. Учащимся предстоит выполнить задания по экспозиции Музея магистрального транспорта газа.

Продуктом урока станет составление рекомендаций по выбору материалов для отопления загородного дома.

География
«Пернатые сокровища Большого пруда»

7 класс

Московский зоопарк – настоящая сокровищница: только здесь можно увидеть редкие виды животных. Территория Московского зоопарка занимает большую площадь, и для знакомства со всеми животными требуется значительное время. Поэтому предлагается начать с Большого пруда. Какие же пернатые сокровища можно обнаружить здесь?

Продуктом урока является составление буклета «Краснокнижные птицы Большого пруда» и (дополнительно) выполнение практико-ориентированного задания.

История
«Сосланный в XX век»

11 класс

В ходе урока обучающиеся узнают об уникальной личности, русском мыслителе – Алексее Федоровиче Лосеве (1893–1988), о его жизни, в которой было множество испытаний. В условиях авторитарного общества ученому, верующему человеку удалось не только отстоять свои философские взгляды, но и воспитать плеяду молодых мыслителей. Обучающимся предлагается соотнести факты биографии с главными историческими событиями XX века. Полученную информацию они используют для аргументации темы урока: «Сосланный в XX-й век», представляя ее в форме диаграммы или эссе (на выбор).

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 25.04.2019
    15 мая 2019 года в 16:00 состоится вебинар «Формирование педагогического сообщества вокруг музея: роль социальных сетей»

    15 мая 2019 года с 16:00 до 18:00 состоится вебинар "Формирование педагогического сообщества вокруг музея: роль социальных сетей" для музейных специалистов и педагогов в рамках межведомственного образовательного проекта "Учебный день в музее".

    Проект "Учебный день в музее" предоставляет возможность учителям столичных образовательных организаций проводить в музеях полноценный учебный день, включающий 3-5 уроков по разным предметам. Сотрудничество музеев с учителями Москвы способствует созданию профессионального педагогического сообщества вокруг музея. 

    • Современный учитель в сети интернет: возможности, блоги, группы.
    • Форматы Интернет-коммуникации музейных и школьных педагогов: отечественный и зарубежный опыт.
    • Учитель и музейный педагог в Москве: что показало анкетирование?
    • Проект "Учебный день в музее". К итогам завершающегося учебного года.

    Эти и другие актуальные темы прозвучат в ходе вебинара.

    Регистрация на вебинар

    Ведущие: старший методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ Кирьянова Е.Н., ведущий аналитик ГАУК "МОСГОРТУР" Медведева Е.Б., аналитик Управления музейно-туристского развития ГАУК "МОСГОРТУР" Михайлова А.В., педагоги образовательных организаций 

    12.04.2019
    Отмена учебного дня в Государственном музее А.С. Пушкина

    Уважаемые коллеги! 1 мая и 9 мая в Государственном музее А.С.Пушкина учебные дни не состоятся! Ссылка на приказы

     

    11.04.2019
    Московский зоопарк открывает свои двери для дополнительных групп!

    Коллеги! Московский зоопарк дает дополнительную возможность провести учебный день для 6 и 7 классов в апреле и мае! Регистрация уже открыта.

    11.04.2019
    Зоопарк открывает свои двери для дополнительных групп в рамках проекта «Учебный день в музее»!

    Коллеги! Появилась долгожданная возможность в апреле и мае провести учебный день в Московском зоопарке с 6 и 7 классами! Регистрация для дополнительных групп открыта!

    05.04.2019
    Состоялся городской семинар для учителей иностранного языка в ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой»

    4 апреля 2019 года в ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой» состоялся семинар для учителей иностранного языка (английского, немецкого, французского) в рамках межведомственного образовательного проекта Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы «Учебный день в музее»

    Участникам семинара были представлены три урока иностранного языка: английского – «Marina Tsvetaeva. Lost in Translation», немецкого – «Во мне много душ. Но главная моя душа – германская» и французского – «Марина Ивановна Цветаева и её кумиры».

    С раннего детства Марина Цветаева свободно говорила, читала и даже писала стихи не только на русском, но и на многих европейских языках, называя при этом немецкий вторым, а французский третьим.

    В ходе занятий обучающиеся пройдут по комнатам старинного дома с необыкновенной планировкой, словно в миниатюре, воссоздающей типичный старомосковский быт, смогут прикоснуться к духу времени, в котором жила и творила Марина Цветаева, узнают, кто повлиял на её становление. Выполняя задания, обучающиеся окунутся в беззаботное детство Цветаевой, переживание потерь её отрочества и юности, станут свидетелями счастливой московской жизни, почувствуют одиночество и отчаяние последнего периода творчества.

    Методические материалы урока английского языка «Marina Tsvetaeva. Lost in Translation»

    Методические материалы урока немецкого языка «Во мне много душ. Но главная моя душа – германская»

    Методические материалы урока французского языка «Марина Ивановна Цветаева и её кумиры»

    01.04.2019
    Состоялся городской семинар для учителей истории в ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой"

    29 марта 2019 года в ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой" состоялся семинар для учителей истории в рамках межведомственного образовательного проекта Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы "Учебный день в музее". 

    На семинаре присутствовали не только учителя истории, но и методисты образовательных организаций города Москвы, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, заведующие школьными музеями. Участники семинара узнали особенности проведения учебного дня в Доме-музее Марины Цветаевой, познакомились с методическими материалами урока истории "Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Судьба в истории". Обучающимся предлагается познакомиться с экспозицией музея, которая позволит узнать о некоторых аспектах жизни Марины Цветаевой и её семьи, а также об исторических событиях, повлиявших на её судьбу и творчество.

    Продуктом урока станет создание инфографики, отражающей связь судьбоносных событий в биографии Марины Цветаевой и Сергея Эфрона с их личным выбором. 

    Методические материалы урока истории "Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Судьба в истории"

    29.03.2019
    Состоялся городской семинар для учителей литературы в Доме-музее Марины Цветаевой

    28 марта 2019 года в ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой" состоялся семинар для учителей литературы в рамках межведомственного образовательного проекта Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы "Учебный день в музее".

    Участникам семинара были представлены методические материалы урока литературы для самостоятельного проведения на экспозиции мемориальной квартиры в Борисоглебском переулке - сердце цветаевской Москвы. В ходе урока обучающиеся прочитают стихотворения Марины Цветаевой, узнают интересные факты из её биографии,попробуют понять, как соотносится реальный мир и поэзия, по-новому взглянут на тему "быта и бытия". Итоговым продуктом урока станет создание плана экскурсии по квартире.

    Методические материалы урока литературы "Жизнь и творчество Марины Цветаевой в период 1892-1922"

    19.03.2019
    4 апреля в ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой" состоится семинар для учителей иностранного языка.

    4 апреля 2019 года в 16:00 состоится семинар для учителей иностранного языка в рамках проекта «Учебный день в музее» на базе ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой».

    Приглашаем для участия в семинаре педагогов по предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский языки).

    Регистрация на семинар

    Место проведения: ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой».

    Адрес: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.

    19.03.2019
    29 марта в ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой» состоится семинар для учителей истории.

    29 марта 2019 года в 16:00 состоится семинар для учителей истории в рамках проекта "Учебный день в музее" на базе ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой".

    Приглашаем для участия в семинаре педагогов по предмету "История".

    Регистрация на семинар

    Место проведения: ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой"

    Адрес: Борисоглебский пер., д.6, стр. 1.

    19.03.2019
    28 марта в ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой» состоится семинар для учителей литературы.

    28 марта 2019 года в 16:00 состоится семинар для учителей литературы в рамках проекта "Учебный день в музее" на базе ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой".

    Приглашаем для участия в семинаре педагогов по предмету "Литература".

    Регистрация на семинар

    Место проведения: ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой".

    Адрес: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.

     

    18.03.2019
    Приказ от 11 марта 2019 г. № 151/ОД-77 "Об утверждении Правил бесплатного посещения обучающимися и сопровождающими лицами музейных и выставочных экспозиций, размещённых в государственных учреждениях культуры города Москвы".
    15.03.2019
    12 и 14 марта в ГБУК г. Москвы "Мемориальный музей А.Н. Скрябина" прошли городские семинары

    12 и 14 марта 2019 года в ГБУК города Москвы "Мемориальный музей А.Н. Скрябина" прошли городские семинары для педагогов в рамках Межведомственного образовательного проекта Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы "Учебный день в музее".

    Методисты Городского методического центра рассказали учителям московских образовательных организаций об особенностях участия в проекте и порядке проведения учебного дня в музеях столицы. Преподавателям литературы, истории, обществознания, музыки, иностранных языков (английский, французский языки) были представлены методические материалы уроков, подготовленные сотрудниками Мемориального музея А.Н. Скрябина и методистами Городского методического центра. Так, например, в ходе интегрированного урока "Музыка и физика о цветовосприятии" обучающиеся познакомятся с творчеством этого выдающегося русского композитора, представителя символизма в музыке, мечтавшего воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств - музыки, танца, пения, архитектуры, живописи. А.Н. Скрябин первым в мире использовал в исполнении музыкальных произведений цвет, введя понятие "цветомузыка".

    Фото с семинара 12.03.2019

    фото с семинара 14.03.2019

     

    07.03.2019
    14 марта в Мемориальном музее А.Н. Скрябина состоится семинар для педагогов

    14 марта 2019 года в 16:00 состоится семинар для педагогов в рамках проекта "Учебный день в музее" на базе ГБУК города Москвы "Мемориальный музей А.Н. Скрябина".

    Приглашаем для участия в семинаре педагогов по предмету "Физика", "Музыка", "Обществознание", "Иностранный язык" (английский).

    Место проведения: ГБУК города Москвы "Мемориальный музей А.Н. Скрябина".

    Адрес: Большой Николопесковский пер., д. 11

    Контакты ответственных:

    Кирьянова Екатерина Николаевна, старший методист ГБОУ ГМЦ ДОНМ, куратор проекта, 8 (495) 912-63-37 доб 207, kirianovaen@mosmetod.ru

    Берникова Людмила Васильевна, методист ГБОУ ГМЦ ДОНМ, 8 (495) 912-63-37 доб. 207, bernikovalv@mosmetod.ru

    Васильева Ольга Анатольевна, методист ГБОУ ГМЦ ДОНМ, 8 (495) 912-63-37 доб 207, vasilevaoa@mosmetod.ru

     

    Регистрация на семинар

    07.03.2019
    12 марта в Мемориальном музее А.Н. Скрябина состоится семинар для педагогов

    12 марта 2019 года в 16:00 состоится семинар для педагогов в рамках проекта "Учебный день в музее" на базе ГБУК города Москвы "Мемориальный музей А.Н. Скрябина"

    Приглашаем для участия в семинаре педагогов по предмету "Литература", "История", "Иностранный язык" (французский).

    Место проведения: ГБУК города Москвы "Мемориальный музей А.Н. Скрябина".

    Адрес: Большой Николопесковский пер., д. 11

    Контакты ответственных:

    Кирьянова Екатерина Николаевна, старший методист ГБОУ ГМЦ ДОНМ, куратор проекта, 8 (495) 912-63-37 доб 207, kirianovaen@mosmetod.ru

    Берникова Людмила Васильевна, методист ГБОУ ГМЦ ДОНМ, модератор проекта, 8 (495) 912-63-37 доб 297, bernikovalv@mosmetod.ru

    Васильева Ольга Анатольевна, методист ГБОУ ГМЦ ДОНМ, модератор проекта, 8 (495) 912-63-37 доб 207, vasilevaoa@mosmetod.ru

     

    Регистрация на семинар

    01.03.2019
    Состоялись городские семинары в рамках проекта "Учебный день в музее"

    21 и 28 февраля 2019 года в ГБУК города Москвы «Дом Н. В. Гоголя – музей и научная библиотека» состоялись семинары для педагогов в рамках проекта «Учебный день в музее», в которых приняли участие около 200 педагогов из образовательных организаций города Москвы.

    В ходе семинаров были подробно представлены методические разработки уроков литературы, истории, обществознания, английского и французского языков для самостоятельного проведения учителями на экспозиции ГБУК «Дом Гоголя».

    Участникам семинара были предоставлены методические материалы.

    Фотоотчёт

    Презентация

    Урок французского языка

    Русский язык и литература

     

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3